Вымирающие языки России
Согласно данным «Атласа исчезающих языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» (2009 г.) на территории России находится в опасности 131 язык. В основном носителями этих языков являются представители старшего поколения, в повседневном общении в основном используется русский язык.
Айнский язык - язык айнов, распространённый, главным образом, на острове Хоккайдо (Япония). Айны - древнейшее население Японских островов, некогда жившие и на территории России в низовьях Амура, на Камчатке, Сахалине и Курильских островах. По данным переписи 2010 года в России было зафиксировано 109 айнов, из них 94 человека в Камчатском крае. В этом языке нет прилагательных.
Алеутский язык - язык алеутов, коренных жителей Алеутских островов, о. Беринга и о. Медный. В России, по состоянию на 2010 год, их насчитывалось 45 человек. Как и в айнском языке, в алеутском также отсутствуют прилагательные.
Алюторский язык - язык алюторцев, коренных жители северной части Камчатки, относится к чукотско-корякской ветви чукотско-камчатской семьи языков. По данным переписи 2010 года, этим языком в России владеют всего 25 человек. В алюторском языке 11 падежей.
Водский язык - «язык земли» - язык малочисленной народности водь, проживающей в Кингисеппском районе Ленинградской области. Относится к прибалтийско-финским языкам, ближе всего он к северо-восточным диалектам эстонского языка. Самый молодой носитель родился в 1938 году. С 1994 года в Санкт-Петербурге проводятся курсы по изучению водского языка. С 2011 года Тартуский университет организовывает ежегодную летнюю школу водского языка. В 2011 году настоящих носителей водского языка было 6- 10 человек. В водском языке - 14 падежей.
Гинухский язык - один из малых языков Дагестана. На нем говорят около 600 человек - главным образом в селе Генух Цунтинского района Дагестана, а также в других районах республики, в том числе в Махачкале. По данным переписи 2010 года гинухский язык назвали родным лишь 5 чел. Диалектных различий язык не имеет, как и письменности. Среди гинухцев широко распространены также аварский и русский языки.
Ижорский язык - язык малочисленной народности ижора, проживающей в Ленинградской области Российской Федерации. Относится к северной группе прибалтийско-финских языков. В настоящее время на ижорском языке говорят в Кингисеппском районе Ленинградской области. Ранее был распространён также в Ломоносовском и Гатчинском районах. По данным 2010 года, о владении ижорским заявили 123 человека. Согласно переписи 2002 года средний возраст ижор 65,8- 70,5 лет. В языке - двенадцать падежей.
Ительменский язык (камчадальский) - один из языков чукотско-камчатской группы. Язык ительменов - одной из коренных народностей полуострова Камчатка. Число говорящих - 82 чел. (перепись 2010 г.). В ительменском языке нет различия между синим и зеленым цветом, который одинаково обозначается как фллах.
Керекский язык – язык кереков (они нередко называют себя анкалгакку) – это весьма малочисленная народность Севера, которая проживает в Беринговском районе Чукотского АО. Этот язык никогда не имел письменности, на нем общались исключительно внутри семьи. На сегодняшний день сохранилось около пяти тысяч керекских слов.
Кетский язык - изолированный язык, на котором говорят кеты в районе бассейна реки Енисей. По результатам исследований, в 2005 году число носителей кетского языка насчитывалось в пределах 150 человек.
Кильдинский саамский язык - один из саамских языков, основной язык саамов России. Распространён в центральной части Кольского полуострова (Мурманская область). Численность носителей по данным Всероссийской переписи населения 2010 года - 353 человека. Этот язык положен в основу литературного языка кольских саамов. В настоящее время язык развивается благодаря международному саамскому сотрудничеству. В некоторых школах Ловозерского района Мурманской области преподаётся как предмет. Также саамский язык преподаётся в Ловозерском профессиональном училище. С 2001 года в Мурманской области вещает Кольское саамское радио. В 2011 году в Википедии был создан раздел на кильдинском саамском языке.
Нанайский язык - язык нанайцев (самоназвание «нани». т.е. «здешний человек»). В научной литературе также встречаются такие названия нанайского языка и нанайцев, как гольды, ходзены (хэчже, хэцзен), тазы. Два крупных ареала расселения нанайцев — Россия и Китай. В России это преимущественно Хабаровский край. По данным переписи 2010 года, на территории России нанайским языком владеют 1 347 человек. Носители языка разбросаны по разным сёлам и зачастую изолированы друг от друга. Язык продолжает функционировать в основном в сфере бытового общения людей не моложе 40 лет. Нанайский язык преподаётся в средней школе, на нем издаются учебники, сборники сказок и художественная литература. В целом, нанайский язык почти полностью вытеснен из всех сфер коммуникации русским языком.
Негидальский язык - язык негидальцев, распространён в Хабаровском крае России. Относится к тунгусской ветви тунгусо-маньчжурских языков, наиболее близок эвенкийскому. В 2010 году число носителей составляло всего 74 человека. В 2009 году создана письменность негидальского языка. В 2010 году вышел учебник для начальных классов.
Нивхский язык (устарелое - гиляцкий язык) - язык нивхов, распространённый в северной части острова Сахалин и в бассейне реки Амгуни, притока Амура. Название языка происходит от самоназвания народа («нивх» переводится как «человек»). Некоторые японские лингвисты считают нивхский язык одним из предков современного японского языка. В настоящее время количество носителей нивхского языка - менее сотни человек на Нижнем Амуре и Сахалине. Все носители нивхского языка - билингвы, они свободно владеют русским языком. Подавляющее большинство носителей - люди 1920- 1940-х гг. рождения. Нивхский язык преподается до 3-го класса в нескольких школах Сахалинской области и Хабаровского края. Издаются буквари, учебники и художественные произведения. На Сахалине выходит ежемесячная газета «Нивх диф» («Нивхский язык»).
Орокский язык (самоназвание ульта или уйльта) - один из тунгусо-маньчжурских языков, язык коренного малочисленного народа Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока (ороков). В настоящее время можно говорить о том, что как средство даже внутрисемейной коммуникации орокский язык практически не используется, владеющих им осталось не более 8 - 10 человек (все - старше 60 лет). Это практически вымирающий язык. Его возрождают исключительно энтузиасты п. Вал Ногликского района Сахалинской области, проводя на нем занятия в детском саду и начальной школе.
Орочский язык - язык орочей, распространён в Хабаровском крае. Народность имеет самоназвание «орочи» или на̄ни, что в переводе означает «местный житель». Численность говорящих на нем согласно переписи 2010 - всего 8 человек. В начале 2000-х годов была создана письменность для орочского языка и выпущен учебник.
Селькупский язык (устар. название остяко-самоедский язык) - язык селькупов, относящийся к самодийским языкам. Селькуп – «таежный человек». Число говорящих - около 1 тыс. человек. Распространён на северо-востоке и востоке Западной Сибири.
Удэгейский язык - язык удэгейцев, относится к тунгусо-маньчжурским языкам, распространён в нескольких сельских районах Приморского и Хабаровского краёв Российской Федерации. На сегодняшний день на удэгейском языке говорят не более сотни человек. Удэгейский язык в наше время используется лишь людьми пожилого возраста и исключительно в целях повседневного общения между собой. Важно отметить, что молодежь не знает родного языка (сюда следует отнести всех людей до 40 лет).
Ульчский язык - язык ульчей, распространён в Ульчском районе Хабаровского края. Число говорящих в России по данным на 2010 год - 154 человек. Долгое время ульчский язык считался диалектом нанайского языка. По этой причине обучение в школах длительное время велось на нанайском. В 1990-е годы была создана письменность на основе русского алфавита. На ульчском языке ведётся преподавание в начальных классах, издаётся учебная литература, публикуются материалы в районной газете «Амурский маяк».
Юкагирские языки (юкагиро-чуванские, одульские) - семья родственных языков, на которых говорят юкагиры - сибирский народ, проживающий в бассейне реки Колыма. До настоящего дня сохранилось два юкагирских языка: северноюкагирский язык (тундренный) и южноюкагирский язык (колымский). Официально в ходе Всероссийской переписи населенияв 2010 года оба этих языка были учтены как один - юкагирский язык. Юкагирские языки находятся под серьёзной угрозой исчезновения. У колымских юкагиров вплоть до XX века существовало рисуночное (пиктографическое) письмо. Письменность на юкагирском языке (для его тундренной разновидности) была создана в 1970-е годы на основе кириллицы. Применяется в школьном преподавании и при издании учебной и художественной литературы не только на тундренном, но и на колымском языке.