БЮРО ПЕРЕВОДОВ

Интересные шахматные термины

 shahmatnye-terminy

Аванпост — клетка, которая по ходу игры уже не сможет попасть под бой пешки соперника.

«Армагеддон» — решающая партия, условия которой довольно интересны, например, белые имеют на одну минуту больше для обдумывания последующего хода, чем черные, однако в таком случае белых устраивает только полная и безоговорочная победа.

Батарея — несколько фигур, которые «идут» вместе для усиления атаки. Например, «ладья + ферзь», «ферзь + слон», и т. д.

Блиц — быстрая партия, при которой игрокам дается минимальное время (обычно, пять минут на всю партию). Часто используется при онлайн-играх.

Быстрые шахматы (рапид) — игра в шахматы, при которой игроку дается обычно 15 минут на всю партию на обдумывание ходов.

Вечный шах — ситуация в шахматах, когда одна стороны объявляет другой шахи, от которых невозможно уклониться (в этом случае – ничья).

Вилка — ход фигуры (пешки или коня), когда две или более фигур противника находятся под ударом.

Гамбит — жертва в виде пешки или, реже, фигуры для быстрого развития игры.

Гадикап — соревнования между несколькими игроками, когда слабые игроки получают какое-либо преимущество для уравновешивания сил.

Дальнобойная фигура — это слон, ладья и ферзь.

Дебют — начало партии игры в шахматы, его цель – быстрое развитие сил на шахматном поле.

Демаркационная линия — линия, разделяющая шахматную доску на две равные части (условно).

Жертва — ход, который используется для получения преимущества во время партии. Отдается фигура или несколько фигур взамен игрок получает возможность выигрыша партии или сведения ее вничью.

Засада — расположение дальнобойной фигуры за другими фигурами, маневры которой становятся очевидными только после перемещения стоящей перед ней фигуры (фигур).

Зевок — невнимательность, приводящая к роковой ошибке во время игры.

Игра вслепую — при такой партии игроки не смотрят на шахматное поле.

«Капкан» — ловушка, которую один игрок ставит другому, это приводит к потере нужной фигуры.

Кингчесс — вид шахматной партии, в начале которой доска остается пустой и наполняется фигурами в процессе игры.

Лавирование — ходы, при которых игрока непонятны намерения друг друга, что приводит к ситуации напряжения во время партии.

«Ласкеровская компенсация» — размен сильной фигуры, когда игрок отдает ферзя необязательным ходом. Это психологический прием, которым сбивают противника с толку и меняют всю тактику игры.

Ловушка — прием при игре в шахматы, при котором расчет делается на то, что игрок, «скушав» специально подставленную под бой фигуру получит мат или проиграет более крупную.

Мат — шах, который невозможно избежать.

Матовая сеть — ситуация, когда свои или чужие фигуры мешают королю уйти от мата.

Мельница — чередование шахов и вскрытых шахов.

Миниатюра — 1) небольшая партия, выигранная в небольшое количество ходов в результате ошибок противника; 2) шахматные задачи, в которых участвуют всего несколько фигур.

Миттельшпиль — середина шахматной партии, которая в основном следует за дебютом.

Нокаут-система — система отбора победителей, когда в следующий тур проходит игрок, одержавший победу в партии.

«Обезьянья игра» — зеркальное повторение ходов соперника.

Пат — ситуация, когда фигурам игрока некуда ходить при отсутствии мата.

Поддавки (шахматные) — вариант игры, когда победу одерживает игрок, проигравший все свои фигуры.

Скахография — вид композиции шахматных фигур, когда они образуют цифру, букву или очертания рисунка.

«Слабое» превращение — превращение пешки в легкую фигуру или ладью.

«Слепота» шахматная — невнимательность, когда игрок не замечает явно выигрышных ходов.

Фаланга — цепь из пешек.

Фейерверк — несколько жертв для осуществления комбинации.

«Форточка» — поле, куда может при необходимости отступить король, если ему объявлен шаг по первой или последней горизонтали.

Цейтнот — отсутствие достаточного количества времени для обдумывания хода.

Цугцванг — ситуация, при которой у игрока (или обоих игроков) любой последующий ход приведет к ослаблению (ухудшению) позиции.

Шах — позиция, при которой король атакован вражеской пешкой или фигурой.

Эксельсиор — разновидность задачи (этюда), при решении которой (которого) пешка постепенно становится ферзем.

Эндшпиль — финальный этап шахматной игры.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

^ Наверх ^