Интересные шахматные термины
Аванпост — клетка, которая по ходу игры уже не сможет попасть под бой пешки соперника.
«Армагеддон» — решающая партия, условия которой довольно интересны, например, белые имеют на одну минуту больше для обдумывания последующего хода, чем черные, однако в таком случае белых устраивает только полная и безоговорочная победа.
Батарея — несколько фигур, которые «идут» вместе для усиления атаки. Например, «ладья + ферзь», «ферзь + слон», и т. д.
Блиц — быстрая партия, при которой игрокам дается минимальное время (обычно, пять минут на всю партию). Часто используется при онлайн-играх.
Быстрые шахматы (рапид) — игра в шахматы, при которой игроку дается обычно 15 минут на всю партию на обдумывание ходов.
Вечный шах — ситуация в шахматах, когда одна стороны объявляет другой шахи, от которых невозможно уклониться (в этом случае – ничья).
Вилка — ход фигуры (пешки или коня), когда две или более фигур противника находятся под ударом.
Гамбит — жертва в виде пешки или, реже, фигуры для быстрого развития игры.
Гадикап — соревнования между несколькими игроками, когда слабые игроки получают какое-либо преимущество для уравновешивания сил.
Дальнобойная фигура — это слон, ладья и ферзь.
Дебют — начало партии игры в шахматы, его цель – быстрое развитие сил на шахматном поле.
Демаркационная линия — линия, разделяющая шахматную доску на две равные части (условно).
Жертва — ход, который используется для получения преимущества во время партии. Отдается фигура или несколько фигур взамен игрок получает возможность выигрыша партии или сведения ее вничью.
Засада — расположение дальнобойной фигуры за другими фигурами, маневры которой становятся очевидными только после перемещения стоящей перед ней фигуры (фигур).
Зевок — невнимательность, приводящая к роковой ошибке во время игры.
Игра вслепую — при такой партии игроки не смотрят на шахматное поле.
«Капкан» — ловушка, которую один игрок ставит другому, это приводит к потере нужной фигуры.
Кингчесс — вид шахматной партии, в начале которой доска остается пустой и наполняется фигурами в процессе игры.
Лавирование — ходы, при которых игрока непонятны намерения друг друга, что приводит к ситуации напряжения во время партии.
«Ласкеровская компенсация» — размен сильной фигуры, когда игрок отдает ферзя необязательным ходом. Это психологический прием, которым сбивают противника с толку и меняют всю тактику игры.
Ловушка — прием при игре в шахматы, при котором расчет делается на то, что игрок, «скушав» специально подставленную под бой фигуру получит мат или проиграет более крупную.
Мат — шах, который невозможно избежать.
Матовая сеть — ситуация, когда свои или чужие фигуры мешают королю уйти от мата.
Мельница — чередование шахов и вскрытых шахов.
Миниатюра — 1) небольшая партия, выигранная в небольшое количество ходов в результате ошибок противника; 2) шахматные задачи, в которых участвуют всего несколько фигур.
Миттельшпиль — середина шахматной партии, которая в основном следует за дебютом.
Нокаут-система — система отбора победителей, когда в следующий тур проходит игрок, одержавший победу в партии.
«Обезьянья игра» — зеркальное повторение ходов соперника.
Пат — ситуация, когда фигурам игрока некуда ходить при отсутствии мата.
Поддавки (шахматные) — вариант игры, когда победу одерживает игрок, проигравший все свои фигуры.
Скахография — вид композиции шахматных фигур, когда они образуют цифру, букву или очертания рисунка.
«Слабое» превращение — превращение пешки в легкую фигуру или ладью.
«Слепота» шахматная — невнимательность, когда игрок не замечает явно выигрышных ходов.
Фаланга — цепь из пешек.
Фейерверк — несколько жертв для осуществления комбинации.
«Форточка» — поле, куда может при необходимости отступить король, если ему объявлен шаг по первой или последней горизонтали.
Цейтнот — отсутствие достаточного количества времени для обдумывания хода.
Цугцванг — ситуация, при которой у игрока (или обоих игроков) любой последующий ход приведет к ослаблению (ухудшению) позиции.
Шах — позиция, при которой король атакован вражеской пешкой или фигурой.
Эксельсиор — разновидность задачи (этюда), при решении которой (которого) пешка постепенно становится ферзем.
Эндшпиль — финальный этап шахматной игры.